Натараджа:Шива в космическом танце.
В Индийском искусстве,в живописи,скульптуре и архитектуре ничто не существует бесцельно,
случайно.Даже самый маленький листочек имеет свое духовное содержание.Тоже самое можно
сказать о скульптурных формах индуистских богов и богинь.Каждое божество отображено заня-
тым чем то,что исполненно глубоким космическим символизмом.Особенно выделяется в этой
связи портретизация танцующего Шивы как Натараджи,или короля танца.Согласно священным
индуистским текствам Шива является мастером танца и музыки,а так же превосходным танцо-
ром и музыкантом ( винадхаром).В " Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз
и тандава лакшан.Все они фигурируют на гопораме храма Чидамбарама в южной Индии.Под сло-
вом " тандава" не подразумевается " танец разрушения".Оно означает просто "танец".Символизм,
заложенный в этом космическом танце Шивы,разъясняется в школах философии шайла сиддханта.
Образ Натараджи является мощным ритмическим средством,постоянно занятым пятью вечными
видами деятельности:созедание,сохранение,уничтожение,абстракции и благославения.Его поза
воплощает в себе три вечные первородные сущности-это Бог,душа и неволя,-которые указывают
путь к освобождению всем душам,борющимся за выживание.Согласно индуистским древним
текстам мая ( иллюзия) толкает нас на ошибочное принятие приходящих удовольствий мира за
постоянные,в то время как только духовное причастие может помочь человеку избавиться от
иллюзий.Самолюбие считается одним из пагубных зол.Только он ( Всевышний) держит под конт-
ролем все души.Это символизируется актом расстаптывания демона.Образы Натараджи можно
встретить по всей Индии.Они могут быть выполнены из камня,из бронзы.На севере Индии Его изоб-
ражения украшают стены храмов.Эта традиция продолжается здесь со времен правления династии
Гуптов.На юге страны самые ранние образы космического танцора относятся к 6 веку,начиная
со времен династии Чаллукиев.Шедевры искусства скульптуры можно увидеть в высеченных из
горной породы пещерных храмах Бадами,Эллоры,Элефанты,Ибхумары.На юге Индии большое коли-
чество бронзовых икон Натараджи было создано мастерами-скульпторами,работавшими при
дворах королей династии Чола в IX-X веках.В их числе находились и изваянные из камня фигуры
танцующего Бога с 4,6,8 или десятью руками,держащими разного вида оружие.Самым поразительным
образом бронзавой иконы Натараджи является та,которая украшает храм Чидамбарама.Визит сюда
вызывает благоговение.Здесь можно увидеть скульптурный шедевр периода династии Чола,который
сейчас находится в одном из парижских музеев.На втором месте стоит скульптура,хранящаяся в
музее Амстердама.Эти иконы Натараджи являются воплощения субмимного,радости жизни,экстаза,
ритмического движения,идеального баланса,симетрии,грации и гармонии.
Доктор Субхашини Арьян.