Муддупалани:Девдаси ученая.
Говорят,что Урваши,небожительница тех времен,когда небесные своды населяли абсары (феи),роди-
лась на земле как девадаси,она неделяла людей божественным знанием танца и музыки.Китайский
пилигрим Хиуен Санг,побывавший в Индии в 7 веке подтверждает существование хорошо укоренив-
шегося института храмовых танцовщиц-девадаси по всей Индии.После прихода мусульманского прав-
ления девадаси в северной части Индии исчезли,однако они продолжали существовать на юге Индии
вплоть до 20 века.
В дни расцвета своей славы под щедрым покровительством королей династии Паллавов,Чела,Падния,
Наяков девадаси награждались титулами,дарами.Их имена упоминались в храмовой хронике.С раннего
детства их обучали музыке и танцу.Им так же преподавалась классическая литература на санскрите,
тамильском языках и на языке телегу.В обществе девадаси пользовались уважением и считались сим-
волами удачи.В те времена существовала традиция обмена девадаси между храмом и двором.Они
считались женщинами храмовых божеств и многие из них были изумительно красивы и талантливы.
Поэтому они порой становились королевскими куртизанками или супругами королей.
Нам культурной арене южной Индии доменировали девдаси из Андхра-Прадеша.Классическим примером
этого является знаменитая девадаси Муддупалани,которая была украшеним двора короля династии
Наяков в Танджоре Паркапсимхи ( 1739-1763г) величайшего покровителя и любителя музыки,литера-
туры и искусства.Он уважал и награждал Муддупалани не только за ее артистический талант,но и
за ее достижения в поэзии и знание телегу и санскрита.В то время двор Танджора был одним из
немногих сохранившехся индуисских покровителей искусств в Индии,и поэтому он привлекал к себе
самые лучшие таланты из других частей страны.Замечательная эротическая эпическая сочетание
Муддупалани " Радхика Сантванам" ( утешение Раджи),литературный шедевр середины 18 века и
наилучший образец литературы на телегу была мало известна за пределами Андхра-Прадеша.Заслу-
га в привлечение врнимания к этому великому труду принадлежит Сузи Тхару и К.Лалите,выпустивших
привосходный сборник под названием " Сочинения женщин в Индии: от 600 года до нашей эры и до
нынешнего дня",опубликованных в начале 90х годов." Радхика Сантванам" состоит из 584 поэм про-
низанных срингар расой,или эротицизмом .В них рассказывается история Радхи и Кришны, поданная
в новом свете.Муддупалани отбрасывает в сторону все устоявшиеся традиции в своем подходе в этой
теме.Она особо выделяет женское удовлетворение,которое берет верх над всем и является центральное
темой этого великого литературного труда.В этом сочинение так же содержится захватывающие опи-
сание становления женщиной юной девушки и ее певого сексуального опыта.
Муддупалани пренадлежала к семье девадаси.С большой гордостью она рассказывает о литературных
достижениях своей матери и бабушке,которые обе были поэтассами.В своем автобиографическом прологе
она говорит о своей славе и популярности как поэтоссы и ученой.Уверено и гордо она описывает свою
физическую красоту и очарование,свою грацию и щедрое покравительство молодых артистов и писателей.
Вот как она представляет себя. " Какая женщина моей среды вознаграждает ученых денежными дарами?
Какой другой женщине посвещаются эпические были? Какая другая женщина моего статуса завоевала
такую славу в каждом виде искусства? Ты,Муддупалани,несравнима ни с кем из своей среды."