Придавая новый смысл катхаку.
Танец катхак для того, кто видит его в первый раз, это настоящее зрелище.
Танцовщица в красивом костюме из тонкой ткани элегантно кружится, выполняет пируэты и внезапно замирает, как статуя. Лишь позднее, после того, как побываешь на ряде таких представлений, начинаешь осознавать подлинное значение этого танца и еще позднее начинаешь понимать, что катхак- это не просто движения тела, а излучение энергии, спиритуальной и насыщенной. В принципе это сольный танец. Однако исполнители, такие, как Кумудини Лакхия, преобразовали его, придав ему современный стиль и сделав его групповым танцем, исполняемым хорошо обученными и превосходно с координированными танцорами, действующими как одно целое под управлением одного гуру. И лучшим образом такого стиля в Индии является центр танца и музыки Кадамб в Ахмедабаде, основанный взлелеянный и руководимый индийской танцовщицей Кумудини Лакхией. Увидев Кумулини случайно на улице, не зная, что она танцовщица, никогда об этом не догадаешься. Она не имеет никаких видимых атрибутов танцора - профессионала. Глаза ее не подведены сурьмой. Фигура- не тонкая, а поближе к полноватой. Сари туго обтягивает плечи, закрывая грудь, как это делают домохозяйки работая на кухне. Даже в разговоре она не употребляет того типичного жаргона, свойственного профессионалам. Однако она полностью преображается, переступив порог своего центра.
Он был основан в 1963г. Сейчас в нем обучается более 300 сот студентов который привела сюда тяга к танцу. Их вдохновляет пример своей учительницы и они не думают о славе. Все они очень восприимчивы к новаторству, импровизации. Их побуждает желание творить в рамках идиомы катхака. Тема их танцев не ограничены эпосом и легендами, а отражают современность. В то же время строго сохранены линии танца, его формат. Кумудине здесь идет по стопам своего высоко уважаемого ею гуру Шамбху Махараджи. В своем искусстве танцовщица как бы делает намек, а не полностью демонстрирует ту или иную идею. Таким образом она вовлекает в процесс танца зрителя, заставляет его использовать свое воображение.
Кумудине и ее труппа особенно поражают силой своего искусства. На сцене они не дают зрителю и минуты, чтобы отвлечься или заскучать. Как будто на подмостки вырвалась мощная сила, заряд энергии, который передается и зрителям. Поражает не только энергия, генерируемая танцорами.Даже их малейших движений достаточно, чтобы передать всю значимость танца. Вокальное сопровождение тоже впечатляет. Оно поддается множеству интерпретаций. Декораций на сцене очень мало. Все внимание публики приковано к действу, вершимому танцорами.
Часто новаторские идеи Кумудини вызывают критику. Такова уж участь первопроходцев и экспериментаторов. Вместо того чтобы хореографировать танцы на тему Рамаяны или эскапад Кришны, Кумудини берется за абстрактные идеи - пульса, движения или даже ритма. Работая с группой, вместо того, выступать соло, она сделала большой шаг вперед. Катхак в ее интерпретации перестал быть линейный по форме, а обрел округлую завершенность. Так, что движения его стали спиральными, а не угловатыми, а человеческое тело стало центром спирального водоворота.
Первый раз Кумудини попробовала поставить групповую постановку в начале 70х. Она называлась " Джабкар". В ней три индийских танцора танцевали под музыку Атула Десаи. В первые сольные по своей натуре движения катхака были синхронизированны в тройственный унисон. Это выступление получило похвалы критиков и зрителей. Ко времени постановки " Гат Гати" нетронутый классицизм танца обогатил ритмическими комбинациями для двух, трех и даже восьми танцоров. То как они выполняли трудные движения или отбивали ногами дробь в совершенной гармонии, было поистине потрясающим зрелищем.
Вот они звоном колокольчиков передают поступь слона или деликатный шаг женщины в вуали, идущей на встречу любимому. Кумудини не только усовершенствовала работу ног или позиций в катхаке она внесла свой вклад в искусство повествования, не отделимое от этого танца получившее свое название от слова "катха" или рассказ. Ее танцевальная композиция " Чоро чоро бихари" дает множество интерпретаций. Это дуэт в стиле тхумри на тему того, как две расстроенные пастушки гопи жалуются матери Яшоде на выходки Кришны. Помимо традиционных тем, Кумулини берется и за современные темы дня.
Девиз Кумудини- катхак должен расти и развиваться и если другие исполнители поддались нажиму методологии авангарда, Кумудине достигла расцвета вопреки подобному критицизму. " Настало время, чтобы танцоры смело заявили о своих мнениях и чувствах не боясь критики. Критицизм важен для процесса роста." Эти слова являются салютом ее приверженности искусству, которому она посвятила всю свою жизнь.
Автор известный искусствовед -критик С. Маджумудар
На фото Кумудини Лакхия исполнительница катхака.