Принято восхищаться Тадж-Махалом и проявление любви Шаха Джохана своей жене Мумтаз. НО! Знаменитое творение Шах Джохана-это всего лишь плагиат!! Плагиат творения вдовы делийского князя Хумаюна -Хамиды Бану Бегум. Именно она определила четкость линий архитектуры всех последующих мусульманский строений. Лично мне нравится творение от Хамида Бану Бегум. В него вложено менее драгоценнойстей, но на мой взгляд-больше скорби и любви. Ведь это усыпальница.
Тадж-Махал. Романтика в мраморе.
Желая построить красивый монумент для своей любимой жены Мумтаз Махал,монгольский император
Шах Джахан пригласил не только индийских архитекторов,но и мастеров из-за рубежа,предложив им
подготовить проект этого поистине райского сообружения из мрамора.Больше всего ему понравился
план,представленный персом Иззой Кханом и он назвал его главным архитектором проекта.Другие
эксперты его группы прибыли из Европы:француз Остин де Бордо,итальянец Веронео из Венеции.Были
в ее составе и специалисты из Белуджистана,Сирии,Бухары,Багдада и Самарканда.Планировка
огромных садов комплекса была поручена аристократу императорского двора Али Мардану Кхану.
Около двадцати тысяч рабочих в течение 22 лет трудились на строительстве этого " чуда" в камне.
Оно было завершено в 1653г и стало воплощением красоты,как "молитва, видение,поэма и мечта."
Но больше всегот этот монумент был " чудом". Шах Джахан назвал его Тадж Махалом.Отдавая
дать уважения этому величественному сооружению,император писал: " Его строитель не мог быть
земным,поскольку совершенно очевидно,что этот дизайн был дарован ему раем".
Тадж Махал,это элегия в мраморе Шаха Джахана,построенная в память о любимой,усопшей жене,
стал венцом славы могольской архитектуры.Это была кульминация синтеза индийской и персидской
традиции.Этот синтез начался еще в ХI веке с приходом могольского правления на субконтинент.
Мусульманские правители принесли с собой свои собственные идеи об архитектуре и амальгамировали
их с индийской культурой,создав таким образом уникальную смесь ни с чем не сравнимого стиля индо-
исламской архитектуры.
С точки зрения самой архитектуры как науки непосредственным предвестником Тадж махала является гробница
Хумаюна в Нью-Дели.
Вдова Хумаюна Хамида Бану Бегум начала ее строительсво через 14 лет после его
смерти.Этот мавзолей построен из красного песчанника и имеет мраморный купол.Гробница Хумаюна
установила основные параметры архитектуры гробниц и таких элиментов дизайна как октагональная
камера гробниц и использования мрамора среди всего прочего.
Наблюдается также поразительное,хотя и сентиментальное,сходство в чувствах,побудивших зодчих
на создание этих двух структур.
Одна была построена преданной женой,чтобы увековечить память о муже,а вторая-безутешным мужем,
тосковавшим по своей супруге.
Подобным же образом четыре минарета гробницы Акбара в Сикандаре возле Агры построены исключительно
из мрамора и составляют часть главного строения,что привело к установлению новой тенденции.Обе
гробницы отца Хумаюна и сына Акбара богато украшены инкрустацией в мраморе,что делает их более
эстетичными по сравнению с бледностью строений из красного песчанника прежних времен.
По мере того,как обогащался опыт работы с мрамором,появлялось все больше новых сооружений из него.
Важным образцом в этой тенденции является гробница Итмад-уд-Дауллы,находящаяся примерно в четырех
киллометрах к северу от Таджа на восточном берегу реки Ямуны.Итмад-уд-Даулла,или Мирза Гхиас Бег
был министром при дворе императора Джахангира.Его дочь Нурджахан,позднее ставшая женой импера-
тора,построила эту гробницу для сохранения праха своего отца.
Лирически называемая " мраморной шкатулкой,усыпанной драгоценными камнями",эта гробница
знаменнует собой переход от солидности архетектуры сооружений из красного песчанника периода
Акбара к чувственной утонченности строений периода Шах Джахана.Этот новый стиль архитектуры
является предшественником мтиля Тадж Махала. И не только потому,что в нем находит использование
мрамор,но и потому,что ему пресущ важный декоративный элемент-инкрустирование в камне.Это
инкрустация имеет типичные персидские мотивы:узоры ввиде кипарисов,ваз,фрутов,виноградных
лоз и бокалов для вина.Эти узоры прослеживаются выложенными в камне линиями из полудрагоцен-
ных камней:бирюзы,малахита,кораллов,ляпис-лазурий и сердолика.Они создают флоральные и де-
коративные мотивы в мраморе.Инкрустация широко использовалась для преобразования естесственных
форм в декоративные узоры.Другими декоративными элементами,нашедшими широкое использование
в Тадже,являются филигрань,каллиграфия и резьба.
Поражает своей сложностью и тонкостью узоры
джали,представляющие собой комбинацию флоральных и геометрических дизайнов,окружающих
гробницу.Моголы были замечальными натуралистами,верившими,что цветы были символом реалма
божественного.Поэтому-то они и использовали их в своих декоративных узорах.В дополнение к это-
му они использовали стихи из Корана-каллиграфия на черном мраморе,а инкрустация-по белому
мрамору.Традиция инкрустации по мрамору еще жива.В основном она сохранилась в Таджгандже,
центре ремесленников,появившемся вместе с Тадж Махалом старом городе Агре.Даже и сейчас эти
мастера черпают вдохновение из Таджа.Многие из них имеют точные копии почти всех декоративных
узоров этого памятника.
Тадж просто неописуем.На него обязательно надо полюбоваться хотя бы раз в жизни.
Текст Ананд Джха.
Усыпальница Хумаюна построенная его женой Хамидой Бану Бегум.