Бхаратнатьям.Индийский танец.Чарующее искусство.
К концу прошлого тысячелетия Бхаратнатьям зарегистрировал свое присутсвие в регионе Юго-вос-
точной Азии благодаря все возраставшему влиянию империи Сари Виджая.Следы этого танца можно
увидеть на реликвиях,найденых в регионе вокруг храмого комплекса Ангкор Ват в Камбодже и храме
Перамбам в Индонезии.К концу второго тысячелетия индийские землячества за рубежом обеспечили
прочное утверждение Бхаратнатьям по всему миру,будь это в США,Великобритании,Канаде или любой
другой стране.
Тем не менее этот такой древний вид танца недожил бы до сегоднейшнего дня,если бы не было девдаси
в практически всех храмах южной Индии.Эти танцовщицы посвещами свою жизнь Богу и исполняли
Бхаратнатьям во время церемоний ретуальных подношений.Они были преданы делу передачи этих
танцевальных тардиций из поколения в поколение.Борец за свободу Индии И.Кришна Айер внес большой
вклад в основание в Мадрасе знаменитой Академии музыки,что во многом пологло этого почти исчез-
нувшего вида танца.Его усилия были подкреплены и продвинуты еще двумя великими личностями.На
сцене эта была неповторимая Бала Сарасвати,которой не было равных.А на организационном фронте
царила Рукмини Деви Арундале,основавшая " Калакшетру" в Мадрасе,центр обучения и новаторства в
этой сфере.
Искусство танца Бхаратнатьям,это имя было дано ему Кришной Айером,который заменил им его старое
название садир нотч,до сих пор черпает большую часть своего репертурара из древнего тритиза Бхараты
" Натья Шастра".Этот тритиз представляет собой одно из самых ранних известных резюме музыки,танца и
драмы,составленное где-либо еще в мире.В нем даны подробные описания того,как должны быть оборудо-
ваны аудитория,сцена,уборные артистов,вход и выход в театр,какой должна быть акустика.Здесь находят
упоминания все движения исполнителей с головы до ног.
Книга Сунила Котхари " Бхаратнатьям" представляет собой замечательный труд,посвященный этому виду тан-
ца.Она сопровождается фотографиями и чертежами,скетчами,которые легко вплетаются в повествование.
Особенностью ее является то,что она также заимствует из блестщих сочинений таких авторов,как Мукрадж
Ананд,Румини Деви,Падма Субрамания и П.Самбамуртхи.Вот один из отрывков,почерптутый из описания тан-
ца Мулком Раджем Анандом-" Цветы зацветают в руках танцрвщицы и птицы слетают с кончиков ее пальцев;
ее тело качается то в гордости,то в преданности:каждый мускул лица преобразовывается:глаза загараются
презрением или лестью,брови выражают ужас или подозрение,все лицо одновременно выражает разные и под
час противоречивые чувства.Такое музыкальное представление исполняемое в соответсвие самыми деликатны-
ми нюансами музыкальной композиции или поэмы через инструмент одного тела, не может быть вравнимо ни с
каким другим видом искусства".Очень ценным источником информации является описание Падмой разных тан-
цевальных поз и жестов сопровождаемых иллюстрациями.
Книга содержит множество фотографий исполнительниц Бхаратнатьяма в Индии и за рубежом.Они не только про-
должают эту древнюю традицию,но и вносят в нее свои творческие порывы и эксперементы,что делает Бхарат-
натьям источником вечной радости.
автор Утпал К.Банерджи